Психолого-лингвистическая экспертиза

Психолого-лингвистическая экспертиза – комплексное научно-экспертное исследование, которое проводится двумя и более экспертами, имеющими специальные познания в области психологии и в области лингвистики, либо одним экспертом, имеющим специальные познания как в области психологии, так и в области лингвистики.

В рамках психолого-лингвистической экспертизы представляется возможным:

  • выявление психологических и лингвистических, а также паралингвистических особенностей речевого поведения автора текста (речи);
  • выявление признаков давления, воздействия, оказываемых на автора текста (речи);
  • выявление признаков давления, воздействия, оказываемых автором текста (речи) на то или иное лицо (лица);
  • выявление признаков подготовленности (заученности, отрепетированности) / спонтанности (неподготовленности, относительной свободы) речи;
  • определение условий формирования воли автора текста (речи);
  • установление коммуникативного намерения (цели) автора текста (речи);
  • выявление в тексте (речи) психологических установок на совершение тех или иных действий;
  • выявление характера речевого воздействия на психологическое / эмоционально-волевое состояние того или иного лица;
  • составление речевого портрета автора текста (речи) и др.

Психолого-лингвистическая экспертиза проводится с целью выяснения обстоятельств имеющих принципиальное значение при разрешении споров о самооговоре, о дачи ложных показаний, о дачи показаний под давлением, о вымогательстве, об угрозе, о шантаже, о самоуправстве, о самоубийстве, об оскорблении, о провокации совершения преступления и др.

В качестве объекта психолого-лингвистической экспертизы могут выступать:

  • аудио- и видеозаписи звучащей речи (показаний, переговоров, телефонных разговоров и т.п.);
  • показания, зафиксированные на бумажных и электронных носителях;
  • контент интернет-сайтов, личных страниц в соцсетях, интернет-форумов, блогов, интернет-дневников;
  • личная и деловая переписка в печатном и электронном виде, в том числе в соцсетях и различных программах мгновенного обмена сообщениями сети Интернет;
  • содержание печатных и электронных СМИ, аудио-, видеорепортажей и др.